Природа наделила этот предприимчивый народ пытливым умом. Греки были мастерами точной формулировки, ясной конструкции, убедительного довода, изобретателями искусства речи и спора, гениями риторики и диалектики. Они отделили интеллектуальную сферу как от религии, так и от повседневной жизни. Их интересовало знание само по себе, часто независимо от его практической применимости. У греков отмечается особая способность извлекать максимальные эвристические возможности из рассуждения, мыслительных операций при минимальном обращении к опыту. Не случайно греческая протонаука имела теоретический характер.
Грекам, как ни одному другому народу, было присуще стремление выразить даже самую отвлеченную идею в зримом, осязательном образе («эйдетическое» свойство). Греческая духовная культура носила пластичный, телесный характер, сосредоточивалась на выявлении формы бытия вещей. Этим можно объяснить расцвет древнегреческой пластики и стереометрии, возникновение натурфилософии. Греки восхищались человеческим телом, но это был культ гармоничного, здорового тела, которое органично сочеталось с духовным совершенством и волевой активностью личности-гражданина. Тело – это не только объемная пластика мускулов но и гордая осанка, величественный жест. Физическая культура, оформляющая тело, была важнейшей частью воспитания. Многочисленные гимнасионы с залами и банями рассматривались как важные общественные сооружения. Любование телом человека вдохновляло на создание произведений искусства, заполняло досуг (спортивные зрелища).
В древнегреческом искусстве ярко проявился интерес к форме. К примеру, живописцы изображали не само пространство, а фигуры в пространстве. В архитектуре внешний облик храма преобладал над интерьером.
Культ меры, гармонии пронизывал все греческое мировосприятие. Вселенную греки считали целесообразным целым, внутренне упорядоченной системой, которая отрицает хаос. Человек в их представлении гармонично вписывался в картину космоса, был соразмерен природе. Такое отношение к окружающему миру дало древнегреческой культуре важную точку всеобщей опоры: на познание и приумножение гармонии универсума направлялась творческая созидательная энергия. Не случайно ведущими эстетическими категориями у греков становятся красота, мера, гармония. Отсюда – соразмерность частей художественного произведения, обязательное наличие центрального момента, симметричное расположение и согласованность основных частей и дополнительных деталей, обозреваемость размеров, органичное единство всех элементов, чувство стиля.
Категория меры имела важное значение в этике. Согласно принципу «золотой середины», сформулированному Аристотелем, девиантным является любое поведение, которое нарушает меру. Философ одинаково осуждал трусость и безрассудство, скупость и мотовство, робость и беззастенчивость.
Равноправие и творческие наклонности граждан полисов, постоянно боровшихся за влияние, предопределили такую особенность греческой культуры, как агональность (состязательность). Соревновались атлеты во время спортивных игр, спорили за победу хоры и поэты, добивались первенства в искусстве красноречия ораторы. Спор-состязание отрабатывался в философских диалогах Платона. В искусстве прослеживается борьба за пальму первенства различных школ и отдельных художников. Агональность способствовала отграничению личного мнения, формированию индивидуального подхода (Б. Р. Виппер). Греческая культура уделяла гораздо больше внимания личности, чем восточная.
Еще по теме:
Монументальная пропаганда
Монументальная пропаганда предусматривала преимущественное развитие монументально-декоративных видов искусства, используемых как агитационное средство в борьбе за победу нового строя, за просвещение и воспитание народных масс. Она была сп ...
Финский дизайн 1970-х годов
В 1970-е гг. лидирующие положения в сфере дизайна кроме Италии начинает занимать и Финляндия. В это время во всём мире стали известны такие имена как Тимо Сарпанева, Иммари Тапиоваара , Тапио Вирккала.
Характерной особенностью финского д ...
Успенский собор
Первоначальный белокаменный собор был построен великим князем Андреем Боголюбским в 1158–1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан. Согласно сообщению В.Н. Татищева, «по снисканию бо его (Андрея Боголюбского) даде ему Бог мастеров дл ...