Общая характеристика древнегреческой культуры и цивилизации

Информация о культуре » Культура Древней Греции » Общая характеристика древнегреческой культуры и цивилизации

Страница 2

Природа наделила этот предприимчивый народ пытливым умом. Греки были мастерами точной формулировки, ясной конструкции, убедительного довода, изобретателями искусства речи и спора, гениями риторики и диалектики. Они отделили интеллектуальную сферу как от религии, так и от повседневной жизни. Их интересовало знание само по себе, часто независимо от его практической применимости. У греков отмечается особая способность извлекать максимальные эвристические возможности из рассуждения, мыслительных операций при минимальном обращении к опыту. Не случайно греческая протонаука имела теоретический характер.

Грекам, как ни одному другому народу, было присуще стремление выразить даже самую отвлеченную идею в зримом, осязательном образе («эйдетическое» свойство). Греческая духовная культура носила пластичный, телесный характер, сосредоточивалась на выявлении формы бытия вещей. Этим можно объяснить расцвет древнегреческой пластики и стереометрии, возникновение натурфилософии. Греки восхищались человеческим телом, но это был культ гармоничного, здорового тела, которое органично сочеталось с духовным совершенством и волевой активностью личности-гражданина. Тело – это не только объемная пластика мускулов но и гордая осанка, величественный жест. Физическая культура, оформляющая тело, была важнейшей частью воспитания. Многочисленные гимнасионы с залами и банями рассматривались как важные общественные сооружения. Любование телом человека вдохновляло на создание произведений искусства, заполняло досуг (спортивные зрелища).

В древнегреческом искусстве ярко проявился интерес к форме. К примеру, живописцы изображали не само пространство, а фигуры в пространстве. В архитектуре внешний облик храма преобладал над интерьером.

Культ меры, гармонии пронизывал все греческое мировосприятие. Вселенную греки считали целесообразным целым, внутренне упорядоченной системой, которая отрицает хаос. Человек в их представлении гармонично вписывался в картину космоса, был соразмерен природе. Такое отношение к окружающему миру дало древнегреческой культуре важную точку всеобщей опоры: на познание и приумножение гармонии универсума направлялась творческая созидательная энергия. Не случайно ведущими эстетическими категориями у греков становятся красота, мера, гармония. Отсюда – соразмерность частей художественного произведения, обязательное наличие центрального момента, симметричное расположение и согласованность основных частей и дополнительных деталей, обозреваемость размеров, органичное единство всех элементов, чувство стиля.

Категория меры имела важное значение в этике. Согласно принципу «золотой середины», сформулированному Аристотелем, девиантным является любое поведение, которое нарушает меру. Философ одинаково осуждал трусость и безрассудство, скупость и мотовство, робость и беззастенчивость.

Равноправие и творческие наклонности граждан полисов, постоянно боровшихся за влияние, предопределили такую особенность греческой культуры, как агональность (состязательность). Соревновались атлеты во время спортивных игр, спорили за победу хоры и поэты, добивались первенства в искусстве красноречия ораторы. Спор-состязание отрабатывался в философских диалогах Платона. В искусстве прослеживается борьба за пальму первенства различных школ и отдельных художников. Агональность способствовала отграничению личного мнения, формированию индивидуального подхода (Б. Р. Виппер). Греческая культура уделяла гораздо больше внимания личности, чем восточная.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Украинская иконопись
«Царь царем», дерево, темпера (конец XVIII в.) – в основе композиции идея деисуса. Здесь отчетливо прослеживаются характерные особенности украинского иконописания, его отход от византийской традиции. Это приближение ликов святых к чертам ...

Исследование и анализ рынка
Потребителями данного изделия будут люди со средним уровнем дохода. Реализация продукции будет осуществляться в Ростове и городах ростовской области, а также юга России, через художественные салоны, различные выставки, магазины осветитель ...

Искусство мастеров итальянского Возрождения
С классической полнотой Возрождение реализовалось в Италии, в ренессансной культуре которой различают периоды предвозрожденческих явлений рубежа 13 и 14 вв. (Проторенессанс), Раннее Возрождение (15 в.), Высокое Возрождение (конец 15 – 1-я ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы