Краткая история античного костюма

Информация о культуре » Краткая история античного костюма

Страница 2

Другой вид верхней одежды – хламида – короткий легкий плащ овальной или прямоугольной формы, застегивающийся на шее пряжкой и свободно спускающийся на плечи и спину. Хламида – это одежда юношей, всадников и спартанских граждан, наброшенная на левое плечо и часто надеваемая на обнаженное тело.

Одежда греческих женщин состояла только из платьев. Первым платьем был хитон. У женщин он мог быть широким и узким. Хитон мог украшаться двумя способами: первый – это когда ткань подбирали с помощью пояса на талии, таким образом, чтобы образовался напуск. Позднее ткань стали подбирать вторым способом – опоясываясь крест-накрест под грудью так, что поверх пояса свисала складка материи. Нижний край хитона всегда украшался орнаментом. Хитон, не смотря на красоту отделки, считался домашней одеждой, и, так же как и у мужчин появляться в хитоне в общественных местах считалось неприличным. Женский хитон, дополненный тканью-воротником или два хитона, надетых один на другой – являлись самостоятельным видом одежды.

Поверх хитона знатные девушки надевали пеплос. Пеплос – это кусок ткани по ширине и высоте значительно превышающий размеры человеческой фигуры. Пеплос спускался на грудь и спину несколькими складками, прикрывал плечи; ткань пеплоса опоясывали не только на талии, но и на груди, и по бедрам. В конечном результате женщины добивались, чтобы появлялось не один, а два или три напуска. Пеплос считался официальной одеждой богини Афины-воительницы, дочери бога Зевса. <Рисунок 4>

Поверх хитона, а у богатых – хитона и пеплоса, женщины набрасывали плащ гиматий называемый калиптрой. Калиптра закрывала голову при выходе на улицу, а если было жарко, гречанка откидывала плащ назад до талии и держала его в полусогнутых руках.

Самой распространенной накидкой был фарос. Она состояла из двух несшитых кусков ткани крепившихся на тесьме-горловине. Когда женщина надевала фарос, то с плеч вдоль рук ниспадали красивые складки, украшенные цветной каймой.

Особое место в Греции занимал выбор цвета одежды: желтый, коричневый, голубой, зеленый, но самым предпочтительным был все же белый. С развитием ткацкого искусства одежда приобретала все более разнообразный красочный спектр, появление сложных тканых рисунков, растительного и геометрического орнамента значительно украсило античный костюм.

Представления о красоте человека в Риме были совсем иными, чем в Греции. Многочисленные войны закалили римлян, сделали их весьма практичными людьми. В Риме не существовало культа прекрасного человеческого тела, к тому же и климатические условия требовали сравнительно теплых и закрытых одежд. Римский костюм, за исключением военного, не позволял быстро двигаться. В ранний период своей истории римляне не только были умеренны в еде, но и лишнюю одежду считали недопустимой роскошью. Несмотря на это тип римского костюма сформировался на основе греческих традиций.

Нижней одеждой римлян была туника. По покрою она похожа на греческий хитон. Туника представляла собой рубаху с круглым или квадратным вырезом горловины с рукавами различной длины, а иногда и без них. Туники различались по длине и ширине изделия, а также длиной и шириной рукавов. Неширокая туника длиной до икр и с короткими рукавами подвязывалась поясом – это классический вариант. Всадники носили тунику с одной или двумя узкими вертикальными полосами – клавусами, спускавшимися по всей длине полотнища.

Национальной верхней одеждой Римской империи являлась – тога. Иностранцы, изгнанники и рабы не имели права носить тогу. Тога представляла собой кусок ткани прямоугольной, полукруглой или эллипсовидной формы, складывающийся вдвое и окутывающий фигуру. Одним из важных элементов обучения в римской школе наряду с риторикой являлось изучение способов ношения тоги, которых существовало около десяти. Вот один из них: сначала ткань для тоги складывается таким образом, чтобы верхняя ее часть была уже нижней. Потом на левое плечо со спины набрасывали часть ткани, край которой спускался до пола. Таким образом, получались закрытыми левое плечо и левая часть всей фигуры. Оставшуюся сзади ткань, закрывая спину, пропускали под правой рукой вперед, сбоку под рукой, где-то на уровне талии, тогу перекручивали внутренней стороной наверх. В результате получали жгут, который носил название балтеус, его крепили к поясу туники. Далее тогу укладывали в красивые полукруглые складки, спуская их до уровня коленей. Остаток ткани опять через левое плечо перебрасывали таким образом, чтобы ее конец, закрывая левую руку, был спущенным почти до земли. Для придания красивой и устойчивой формы складкам по краю тоги зашивали кусочки свинца.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Украшательство в советском предметном формообразовании 30х гг
Роль художника в технич-м мире 30х гг. видится теперь в украшательстве форм. 30-е гг. были периодом укрепления сов. империи, культом личности Сталина. Эти процессы породили свой образ жизни, кот. отразился на предметном мире. В архитектур ...

Ай-Ханум
Ай-Ханум — греко-бактрийский город, руины которого располагаются в афганской провинции Кундуз при слиянии Амударьи и Кокчи. Городище является уникальным памятником эллинистической культуры в Центральной Азии. Структура греко-бактрийского ...

Некорректность противопоставления духовной и материальной культуры
Вошло в традицию разделять культуру на «духовную» и «материальную». Однако это разделение далеко не столь очевидно, как это могло бы показаться с первого взгляда. Одни относят к «духовной» культуре то, что удовлетворяет духовные потребно ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы