Исторические стили. Ар Деко

Информация о культуре » Исторические стили. Ар Деко

Страница 7

При исследовании и сопоставлении предпосылок возникновения нового стиля в разных странах и регионах обнаружились его мировоззренческие, культурные и художественные корни в Европе, США и России. Родившись в Европе, данное художественное явление с начала 1920 – х годов получило продолжение и достигло расцвета в архитектуре, дизайне, рекламе, кино Соединенных Штатов. В России аналогичные процессы прослеживаются с 1910 – х годов до начала 1950 – х г. Однако стиль существовал не только в границах единого культурного ареала, включавшего страны с едиными европейскими истоками. Он стал мировым стилевым феноменом. После международного архитектурного конкурса на памятник Христофору Колумбу в Санто-Доминго (1929) Ар Деко распространился в странах Латинской Америки, затем в Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке. Он был единым и объединяющим одновременно, отражая международные культурные связи и художественное взаимодействие в искусстве разных регионов и континентов.

Возникнув в предметном художественном творчестве, Ар Деко охватил все виды традиционного искусства: живопись, графику, скульптуру (их станковые и монументальные формы), архитектуру, музыку, поэзию, а так же способствовал активному развитию новых – фотографии, кино, современного дизайна, рекламы.

Сложная целостность Ар Деко, его диалогичность, представляют собой качественно новый тип единства в разнообразии. Данное стилевое единство основывается на более высоком уровне структурного взаимодействия: продуктивно работающих различий. При всем многообразии художественных аллюзий и ассоциаций формы Ар Деко органичны. Эта органичность свойственна всем уровням его формирования. Он рождается естественно: уже в первичном элементе формы единство конструктивного и декоративного нерасторжимо. Одно является средством выражения другого. Фактура – это будущая пластическая форма, цвет – живопись, их пространственное соединение – архитектура. В принципах его формообразования заложено единство конструктивного и декоративного начал. Далее, на других уровнях синтез усложняется и достигается тем, что каждая составляющая задействована во всех структурах художественного и целого: конструктивно- тектонической, содержательной (смысловой) и образно – символической.

Общие интеграционные процессы Ар Деко, развивавшиеся поэтапно, обновляли концепции синтеза при прохождении «зон доминирования»: модернистских течений, идей авангарда, программы конструктивизма, а затем и исторических тенденций. На каждом из этапов проблематика широчайшего художественного спектра фокусировались определенным образом и, преломляясь, давала новый пучок направлений, уже не столь резко расходившихся и тяготевших к некоему стилевому стержню. Эта стержневая линия обозначила компромиссный путь. На таком «срединном пути» были неизбежны большие потери, утрата концепционной «чистоты» и полноты новых открытий, произвольная и поверхностная трактовка художественных идей, сама же «фигура стиля» при этом приобретала все более четкие очертания. Нереализованные идеи создавали «резерв», обеспечивали своеобразный «запас прочности» культуры.

Авангард – конструктивизм (функционализм, пуризм) – историцизм обозначили три фазы эволюции Ар Деко. Все перечисленные особенности дают нам право характеризовать данное художественное явление как стиль. Благодаря восприимчивости к новациям авангарда, достижениям техники, влиянию региональных традиций, а так же верности принципам, выработанным многовековым опытом художественного творчества, Ар Деко приобрел универсальный характер, по праву заняв место современного фундаментального стиля. Популярность в самых широких слоях общества обеспечила устойчивый «потребительский» интерес и коммерческую привлекательность стиля. В сфере дизайна и моды стиль успешно способствовал внедрению эстетики современной декоративности. Международный современный декоративный стиль обозначил некую «равнодействующую», определил направление движения, идущего в фарватере общего художественного процесса.

Когда художники Ар Деко изготовляли сосуды для цветов, которые пропускали воду и были неустойчивы, отстаивали право исходить в своем творчестве не только из законов эргономики, поэтому внесли важный вклад в развитие художественной импровизации, достигли высокого мастерства интерпретации.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Понятие цивилизации. Культура и цивилизация
Понятия культуры и цивилизации часто не различаются и воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, но вместе с тем, между ними существуют и заметные различия. По времени термин "цивилизация" возник гор ...

Специфические черты фольклора
Одной из важнейших специфических черт народной устного творчества является коллективность. Каждое произведение устного народного творчества не только выражает мысли и чувства определенных групп, но и коллективно создается и распространяет ...

Работа в материале
Среди различных способов формовки керамических изделий литье занимает особое место. Оно дает возможность с большой точностью изготовить множество совершенно одинаковых тонкостенных сосудов, имеющих сложную форму, небольших скульптурок с т ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы