В своих преобразованиях в области культуры ПетрI «имел в виду не отвлеченные. а чисто практические цели . от выписанного немца Кунста царь требовал триумфальной комедии о взятии Шлиссельберга, от Московской академии он также требовал служениям интересам дня, желая, чтобы сочиняемые в ней действа были, так сказать, лицевыми ведомостями о тех баталиях и викториях, которыми создавалось могущество новой империи. «Комедии» Московской академии . вместе с проповедью служат политической злобе дня».
Восприятие школьных пьес затруднялось обилием схоластических приукрашений. Большой интерес представляет написанная несколько лет спустя, по случаю коронации Екатерины, пьес «Слава российская», поставленная в 1724 г. В московском питальном театре Николая Бидлоо («Феатр публичный в Московском гошпитале»). Спектакли в госпитальной школе охотно посещались публикой. «Слава российская», написанная учеником школы Федором Журавским, была по своему содержанию светской пьесой. Пафос ее - в прославлении молодого российского государства, вышедшего на мировую арену. Пьеса аллегорична но аллегория не носит церковного характера: Истина дает Рос] сии в помощь Нептуна, Палладу и Марса. Марс помогает сии в битвах, Паллада – в распространении знаний, Нептун - на море. С Россией, ставшей могучей, вынуждены заключать мир Швеция, Персия, Польша. Торжественный аллегоризм пьесы, ярко выраженный политический пафос служили агитационным целям. Журавским была написана и пьеса на смерть Петра - «Слава печальная», показанная зрителям 26 декабря 1725 г. Эта «плачевная трагедия» рассказывает о разносторонней деятельности царя-преобразователя, она одушевлена глубоким лирическим чувством автора, оплакивающего смерть Петра, но главное в пьесе - превознесение Петра, так много сделавшего для «осиротевшей России».
Вечность славит Петра за «любовь к отечеству», Нептун и Марс - за создание армии и флота, Паллада - за заботы о просвещении. В пьесах Ф. Журавского особенно ощущается традиция публицистических выступлений] Феофана Прокоповича.
Спектакли ставились и в придворных театрах. Таков театр в селе Преображенском, устроенный в 1707 г. сестрой Петра Натальей Алексеевной, и театр в селе Измайлове у царицы Прасковьи Федоровны. Репертуар этих театров состоял из мало - искусных инсценировок популярных житий святых и библейскинов («О Петре - златые ключи», «Об Отгоне», «О прекрасной Мелюзине»).
В промежутках между действиями, по средневековой традиции, устраивались интермедии шутовского характера. Строились они на бытовых сценах, часто - анекдотах из народной жизни. Юмор заключался в драках, потасовках, порой неприличных шутках. Действующими лицами интермедий были взяточник-судья, дьячок, шарлатан-доктор и др. Действие пьесы строилось обычно на резких контрастах. Драматизм действия сменялся шуточным фарсом. Интермедии - наиболее ранние образцы пьес комедийного жанра - писались обычно рифмованной речью.
Эта «складная проза» отличалась разговорной живостью, бойкостью:
Здесь пироги горячи
Едят голодны подьячи,
Вот у меня с луком, с перцем,
С свежим говяжьим сердцем.
Масло через край льется
И подлить еще довольно найдется.
Небось брюхо не будет ворчать:
Изволите хоть за то даром взять.
Хоть денег поубавят,
Да живот приуправят .
Верно схваченные типы, сатирические портреты, зарисованные с натуры, сценки из народного быта, речевая стихия интермедий - все это было близко и понятно народу.
В Петровскую эпоху в интермедиях стали звучать характерные для этого времени темы, приобретавшие подчас элементы социальной сатиры. В них высмеивались враги петровских реформ, ревнители старины.
Вот интермедия, в которой подьячий явился к дьячку забирать его детей в семинарию (указом 1708 г. обучение детей церковнослужителей становилось обязательным).
Дьячок сетует:
Лучше мне теперь умереть,
Нежели на это смотреть,
Как моих детей отнимают
И в серимарию на муку отбирают .
О! мои детушки сердечные!
Не на ученье вас берут, но на мученье бесконечное.
Лучше вам не родится на сей свет, а хотя и родится
Еще по теме:
Кузнечное дело
Среди членов родового коллектива раньше всех других специалистов обособились металлурги, ведавшие сложным, опасным и несколько таинственным делом обработки руды в горнах и ковки раскаленного металла. [11, стр. 47] Совершенно естественно, ...
Методика выполнения проекта. Рельефный погрудный портрет для памятной доски
Создавая скульптурное произведение, мастер мыслит его в определенном материале. Материал своими качествами вносит те или иные оттенки в характеристику образа.
Но не следует забывать, что удачно выбранный материал сам по себе не может быт ...
Функциональная структура инженерии
Это одна из самых главных, если не главнейшая, функция инженерии. Она, как уже отмечалось, является и ее самой древней функцией, возникшей еще в первобытные времена. Эта функция, собственно говоря, и стала зародышевой «клеточкой», из кото ...