Музеи Петербурга

Информация о культуре » Музеи Петербурга

Страница 5

В уникальный архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова, созданный архитектором А.Д. Захаровым и сам по себе являющийся музеем под открытым небом, входят здания Северного и Южного пакгаузов, Кунсткамеры, Музейного флигеля Академии наук, Таможни, Новобиржевого гостиного двора и, наконец, Главное здание Академии наук. Центральное место всего ансамбля принадлежит зданию Биржи, которое строилось в начале XIX в. по проекту архитектора Т. де Томона. Оно устроено по типу античного периптера — здания, окруженного со всех сторон колоннами. На главном восточном фасаде была установлена скульптура «Нептун с реками Невой и Волховом» работы И. Прокофьева, а на западном фасаде находится композиция «Навигация с Меркурием и двумя реками» скульптора Ф. Щедрина. При планировке Стрелки, восточную часть на 120 м выдвинули в акваторию Невы, благодаря чему образовалась Биржевая площадь. По сторонам этой площади у спуска к Неве архитектор Т. де Томон в 1810 г. поставил две монументальные Ростральные колонны, у подножия которых расположены четыре аллегорические изваяния, символизирующие, по легенде, четыре главные русские реки — Волгу, Днепр, Неву и Волхов. А полукруглые гранитные спуски к Неве завершаются поразительными по совершенству каменными шарами на постаментах.

Именно в здании Биржи разместился с 1939 г. Центральный военно-морской музей. Однако свое начало музей ведет с 1709 г., когда по распоряжению Петра I при Адмиралтействе была основана «модель-камора», в которой собирались чертежи и модели кораблей Российского флота. Это постоянно пополнявшееся собрание в течение 230 лет, до перевода в здание Биржи, находилось в Адмиралтействе и с 1805 г. называлось Морским музеем.

Ныне в Центральном военно-морском музее хранится более 800 тыс. экспонатов. На самом почетном месте — легендарный ботик Петра I, на котором основатель русского флота постигал основы кораблевождения. Около 2 тыс. моделей старинных и современных кораблей, 5 тыс. живописных полотен с изображением морских баталий и пейзажей, внушительные коллекции оружия, флагов и знамен, морских приборов и карт — все это неизменно привлекает внимание посетителей музея.

Истоки коллекции Военно-исторического музея артиллерии восходят к 1703 г. В XVIII–XIX вв. это собрание постоянно пополнялось. В 1850–1860 гг. за кронверком Петропавловской крепостью на другой стороне Кронверкского пролива в Александровском саду архитектор П.И. Томанский возвел здание арсенала, в котором с 1868 г. и разместили богатейшее собрание оружия, знамен, боевых реликвий.

Экспозиция начинается прямо у стен и продолжается в огромном парадном дворе музея, где установлены образцы тяжелой артиллерии, самоходные орудия, танки и бронемашины, ракеты, техника инженерных войск и войск связи. К раритетным экспонатам, находящимся в залах музея, относятся русские пушки XIV–XVI вв. — первая русская пушка пищаль, изготовленная на рубеже XIV–XV вв., бронзовая пушка мастера Якова, отлитая в 1491 г., пушки знаменитого московского литейщика Андрея Чохова. Из оружия XVIII в. немалый интерес представляют гаубицы, изобретенные генерал-фельдцехмейстером П.И. Шуваловым.

На Петроградской стороне у набережной Большой Невки напротив Нахимовского училища на вечной стоянке стоит крейсер «Аврора» — корабль-музей. Этот крейсер Балтийского флота имеет славную военную биографию. Он был спущен на воду в Санкт-Петербурге в мае 1900 г. Крейсер принял участие в Цусимском морском сражении и был в числе тех немногих кораблей, которые избежали гибели или плена. В годы Первой мировой войны «Аврора» несла дозорную службу в Финском заливе. В ночь на 25 октября 1917 г. корабль по приказу Военно-революционного комитета подошел к Николаевскому мосту. Отряд матросов с «Авроры» под командованием комиссара А.В. Белышева захватил этот мост, обеспечив продвижение красногвардейцев с Васильевского о-ва к центру города. Утром 25 октября 1917 г. радиостанция крейсера передала сообщение о переходе власти в Петрограде к ВРК. В 21 ч. 45 мин. холостым выстрелом бакового (носового) орудия «Аврора» подала сигнал к началу штурма Зимнего дворца. Моряки крейсера участвовали в революционных боях в Петрограде и Москве, Гражданской войне.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Рафаэль
С творчеством Рафаэля (1483— 1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворял интеллек ...

Религиозное искусство
Весьма актуальной тему религиозного искусства делает и гигантский рост интереса к памятникам культуры прошлых веков. Древнее русское искусство – храмовое зодчество, мозаики, фрески, иконы – перестало быть предметом исследования немногих с ...

Особенности предметного мира времени Возрождения
Возрождение – возрождение духа античности и поэтому в предметном мире во многом чувствуется влияние ант-х традиций, как, непосредственно, использование объектов предметного мира таких элементов античной архит-ры. Для украшения шкафов испо ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы