Возникновение и распространение буддизма

Буддизм и искусство » Возникновение и распространение буддизма

Страница 1

Буддизм возник на территории Индостана в VI веке до нашей эры, являясь, таким образом, первой по времени своего возникновения мировой религией. Христианство моложе его на 5 веков, а ислам на 12 веков. В это время в Индии уже сложилось классовое общество, существовал ряд государств, экономической основой которых была эксплуатация членов земледельческих общин. Острота классовых антагонизмов усугублялась существованием кастовой системы. Представители высшей касты – брахманы играли важную роль в общественно-политической жизни. Религия брахмаизма освещала существующее кастовое деление. Буддизм же стал учением, доступным всем слоям общества. Возникнув как религиозное течение, буддизм создал разнообразную каноническую литературу и многочисленные религиозные институты. За 3,5 тысячи лет он развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования – высокоразвитую цивилизацию. Проникновению в суть

буддизма помогает то, что среди его последователей было немало талантливых поэтов, художников, музыкантов, рассказчиков.

Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповеднической деятельностью Сиддхартхы Гаутамы Будды. Некоторые буддологи прошлого века отрицали историчность Будды. Большинство исследователей полагают, что нет оснований подвергать сомнению действительное существование основателя буддизма. В различных письменных источниках его называют разными именами: Сиддхарта, Гаутама, Шакьямуни, Будда, Татхагата, Джина, Бхагаван. Каждое имя имеет определенный смысл. Сиддхарта – собственное имя, Гаутама – имя рода, Шакьямуни означает «мудрец из племени шаков или шакья», Будда – «просветленный», Татхагата – «так приходящий и так уходящий», Джина – «победитель», Бхагаван – «торжествующий». Согласно легендам, Будда родился в 560 году до нашей эры. Местом рождения считается северо-восток Индии. Он был сыном главы племени шаньев. В 29 лет, пораженный фактом обилия переживаемых людьми страданий, Гаутама расстался со всеми благами и соблазнами роскошной жизни, оставил жену с малолетним сыном и отправился странствовать. Наконец, в некий момент, Гаутама, сидя под деревом, внезапно узрел истину, и именно с этого момента стал Буддой, то есть просветленным, озаренным, умудренным. Умер в 480 году до нашей эры, положив основание многолюдной церковной организации-сангхе. Эта легенда не может претендовать на точность во всех деталях.

В настоящее время буддизм существует в Неаполе, на Цейлоне, в Бирме, Сиаме, Тибете, Китае, Японии и на островах Ява и Суматра. Во всех этих странах буддизм более или менее уклонился от своего первоначального, чистого вида и даже принял в себя совершенно чуждые элементы. Широкая интерпретация философских положений буддизма содействовала его симбиозу, ассимиляции и компромиссу с различными местными культурами, религиями, идеологиями, что позволило ему проникнуть во все сферы общественной жизни, начиная от религиозной практики и искусства и заканчивая политическими и экономическими теориями. Буддизм способствовал расцвету культуры этих стран – архитектуры (строительство храмов, монастырей и ступ), изобразительное искусства (буддийская скульптура и живопись), а также литературы. Буддийские монастыри в эпоху расцвета религии (II–IX вв.) являлись центрами просвещения, учености, искусства. В Китае буддизм тоже принял в себя богато развитый культ, равно как и в Японии. В каждом регионе своя собственная символика и буддийские обряды, почитание святых мест, календарные праздники, обряды жизненного цикла, подпитываемые местными традициями.

В наше время были сделаны попытки возродить буддизм в культурных классах европейского общества. Эти попытки имели частичный успех, и под именем необуддизма и сейчас существует религиозно-философское течение, имеющее своих последователей и на континенте, и в Англии, и в Америке.

Буддизм можно рассматривать и как религию, и как философию, и как идеологию, и как культурный комплекс, и как образ жизни. Изучение буддизма – важное звено в понимании социально-политических, этических, культурных систем восточных обществ, в которых существуют буддийские общины. Попытка понять роль буддизма в истории, культуре привела к созданию буддологии – науки о буддизме и проблемах, которые в связи с ним возникают.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Автономия и социальный контроль
Общий вывод, к которому приводят тенденции развития современной культуры, состоит в том, что «само существование и развитие науки сегодня попросту невозможно без тех или иных форм и норм регулирования исследований и вообще научной деятель ...

Атмосферная циркуляция
Благодаря наличию горного барьера на юго-востоке края господствующий западно-восточный перенос воздушных масс приобретает юго-западное направление. В летние месяцы часты северные ветры. В 20-45 % случаев скорость ветров юго-западного и за ...

Холмогорская роспись
Мастера этой росписи проживали в селениях по берегам рек Ваги, Устьи и Кокшеньги. Центрами, где развивалась роспись, были деревня Глубоковка и город Шенкурск. Отсюда название росписей - глубоковская и шенкурская. В Глубоковке среди прожив ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы