Мусейоны Древней Греции

Информация о культуре » Возникновение музея как феномена культуры » Мусейоны Древней Греции

Страница 3

многочисленные гости, которые знакомились с памятниками, окутанными легендами, а также с выставленными из храмовых сокровищниц раритетами. Так

зарождался экскурсионный обзор, ознакомление с предметами культа и искусства. Например, во время Олимпийских игр паломники посещали зал Эхо, чтобы услышать, как его стены семь раз повторяют одно и то же слово; увидеть сделанные по обету жертвоприношения. При этом участники, гости, победители соревнований и паломники жертвовали что-либо храму по своим возможностям.

Кроме того, победители Олимпийских игр имели право помещать собственную статую в Алтис – священную рощу в Олимпии. Статуя могла быть установлена и на площади, или в гимназии родного города. Таким образом, складывается традиция экспозиции, доступного показа произведения искусства.

В Элладе служение музам выражалось не только в религиозном почитании и пожертвованиях, но и в пытливом поиске истин, в познании Космоса, поэтому в мусейонах гармонично соединилось поклонение божественному и попытка воспроизвести сакральные знания на земле, приблизиться к ним.

Древнегреческая культура освобождалась от архаических форм, представлений об окружающем мире и месте человека в нем. Собрания предметов стали накапливаться не только в храмовых сокровищницах, но в центрах светской интеллектуальной жизни. В результате менялись сущность и функции мусейона.

Так в Греции появляется “мусей” - философское учреждение. Мусей становился частью философской школы. Например, в Академии Платона, объединившая в свои стенах различные науки было свое собственное святилище муз – мусейон, а для совершения обрядов на каждый день месяца из числа слушателей назначались “служитель муз” и “приноситель священных жертв”.

Мусейон существовал и при философской школе Аристотеля - Ликее. Аристотель был первым, кто стал собирать предметы искусства и “природные” экспонаты. Но мусейон появился уже после его смерти стараниями его ученика Теофраста, при котором сложилась практика более широкого толкования понятия “мусей”, означающего помещение, где не только совершаются религиозные обряды, но и ведутся беседы, обучение, хранятся коллекции.

Так происходит трансформация мусейона в мусей, чьи функции сводились лишь формально к культовым, а в реальности относились к познавательным, интеллектуальным и творческим. И, конечно же, в таких собраниях находились и религиозные раритеты, и предметы, представлявшие “земные” интересы.

Так как, мусеи становились центрами интеллектуальной жизни греков, которая в свою очередь славилась агональностью во всех сферах культурной жизни, то постепенно в них накапливались собрания вещей, связанных с награждениями - скульптурных, художественных изображений муз и победителей.

Когда мусеи служили местом проведения состязаний поэтов, они становились центрами литературных сообществ. Такими соревнованиями славился один из первых мусейонов - Феспийское святилище муз, которое располагалось на склоне горы Геликон в Беотии. Здесь, раз в пять лет проходили празднества в честь муз – Мусеи. В самом святилище и в священной роще были изваяния богинь, богов, выполненных скульпторами Кефисодотом и Праксителем, статуи бога Диониса работы Мирона и Лисиппа, мраморный Эрот Праксителя.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Коллекционирование в Древней Греции
Следующим этапом на пути становления музея как социокультурного института становится коллекционирование, которое считается предшественником современного музея. В практике собирания, хранения и презентации древних собраний накапливался и о ...

Первая всемирная промышленная выставка 1851 года и ее значение для развития формообразования предметного мира
В середине 19 в. в развитых странах Зап. прошла промышл-я революция и стали появляться новые изобретения, много машин-механизмов. Необходимо было как-то продемонстрировать все достижения техники пром-го произв-ва. Т.к. Англия была одной и ...

Авангардные направления в зарубежном дизайне 1980-х 1990-х годов
В 1980-х 90-х гг. авангардные направления проявляли схожие тенденции. Вот основные из авангардных направлений 80-90 гг.: «Хай-тек», «транс-хай-тек», «хай-тач», постмодернизм, «архетипы», «минимализм». Термин «хай-тек» появился в 1978 г. ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы