Едина ли история диссидентского движения в СССР? Или же она представляет cобой совокупность историй национальных, религиозных и прочих движений? Это не праздный вопрос, поскольку ответ на него во многом определяет пути изучения истории инакомыслия.
Первый ответ, лежащий на поверхности - да, едина. Во-первых, у многих диссидентов в основе лежало одно и то же чувство - нежелание смириться с насилием и ложью, часто эти люди во многом похожи, хоть и принадлежат к разным национальностям и вероисповеданиям.
Во-вторых, формы диссидентской деятельности были везде одинаковы - распространение самиздата, сбор и распространение информации о репрессиях, петиции в органы власти и международные организации и т.д.
В-третьих, диссидентам противостояли одни и те же структуры - КПСС, КГБ, прокуратура, МВД, суды, деятельность которых была регламентирована по вертикали, и решения часто принимались в Москве на самом верхнем уровне.
С середины 80х начался новый этап в развитии культуры Украины. Вместе с стратегией обновления начинается новое возрождение духовной жизни, что проявилось в поисках «истин».
Еще по теме:
Аксиологическая концепция культуры
В рамках этой концепции К. – совокупность матер и дух ценностей. В современной лит-ре ценность понимается: 1. как предмет, имеющий какую-л. пользу и удовлет ту или иную потребность чел; 2. как идеал (представление о желаемом); 3. как знач ...
Значение театра как социально-психологического феномена
В данной главе работы нам хочется показать значимость театрального искусства для здоровой жизни общества. Способность актеров и зрителей к совместному творчеству в ходе спектакля, их готовность идти навстречу друг другу в этом едином вдох ...
Изменения творческого состава в новых экономических условиях
«Культура самодостаточна, она в себе содержит инструменты для самореализации и саморазвития. Она формируется временем и обществом, и сама формирует, воспитывает своего потребителя, отражает тенденции времени».
С 2003 года по 2008 год уп ...