Возрождение национальной культурной жизни на Галичине и Буковине в 19 веке

Информация о культуре » История развития культуры и искусства » Возрождение национальной культурной жизни на Галичине и Буковине в 19 веке

Большое внимание культурно-просветительским вопросам уделяло украинское духовенство, представители которого во главе с каноником Иваном Могильницким основали «Клеракальное общество» в 1813г. с целью перевода, издания и распространения среди верующих религиозной литературы на украинском языке. Активная деятельность этого первого в Галичине культурно-просветительского общества была направлена против экспансии греко-католической церкви, несмотря на сопротивление польского духовенства, имела большое значение для сбережения украинского языка.

Огромную роль в жизни украинцев Галичины играл Львовский университет, при котором действовал Русский институт с трехлетним украиноязычным курсом обучения. Лекции и труды известных ученых: А.Гильтенбрандта, П.Лодия, И.Мартыновича и др. способствовали пробуждению национального самосознания укр. студентов.

В 30-е годы 19в. во Львовской семинарии студенты Маркиян Шашкевич (первый народный поэт Галичины – по М.С.Грушевскому), Иван Вагилевич (этнограф и литератор) и Яков Головацкий (первый патентованный профессор укр. языка во Львовском университете) создали кружок демократической украинской молодежи, который назывался «Руська трийця» (так называли всю группу, куда, кроме трех семинаристов, входили А.Могилецкий, М.Устьянович и др. их ровесники). Своей просветительской деятельностью, кружковцы способствовали пробуждению национального сознания украинцев Галичины, распространению и развитию укр. языка. Находились под влиянием возрождения в 30-е годы украинской литературы в России, польских революционных идей. Писали статьи по истории, собирали украинские песни и думы, печатали их. Когда цензурой была запрещена публикация сборника «Зоря» 1834г. («Рассвет» – рус.), был составлен новый альманах «Русалка Днистрова», вышедший в 1837г. в Пеште (Венгрия), но сразу после выхода тираж был изъят галицкой цензурой и лишь в 1848г. его удалось освободить из под ареста. Это был первый серьезный вызов подневольного укр. народа колониальной политике Австрии. «Русалка Днистрова» посеяла первые зерна украинского национального возрождения в Галичине.

Европейские революции пробудили Галичину. Поляки начали готовить восстание с целью возрождения Польши. Австрийское правительство попыталось, приблизив часть украинской интеллигенции Галичины, использовать её в борьбе с польским рев. движением. Распространяются идеи разделения Галиции на польскую и украинскую части, введение в высшей и начальной школе укр. языка, освобождение украинских крестьян из под власти польских помещиков.

Еще по теме:

Становление и развитие искусства выемчатой лиможской эмали
Лиможская эмаль - французские художественные изделия из меди с росписью непрозрачной эмалью, изготовлявшиеся в г. Лимож (Limoges, France), расцвет производства которого припадает на середину XV – середину XVII вв. Изготовление изделий эт ...

Культура Древнего Рима периода Республики
Политика. В первой трети VI в. до н.э. Рим, город на берегу Тибра, имел уже достаточно давнюю историю. Согласно римским историкам, он был основан в 753 г. до н.э. Долгое время город находился под властью этрусков, но в 510 г. до н.э. восс ...

Прорезная, или пропильная резьба по дереву
Прорезная резьба называется также сквозной, или пропильной. При этом способе резьбы удаляют фон. В сочетании с рельефной или геометрической резьбой создается впечатление воздушности изделия. Приемы выполнения прорезной резьбы очень прост ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы