В современных научных исследованиях философов, культурологов, психологов, лингвистов отмечается, что задача познания национальных особенностей продолжает оставаться одной из важных самопознаний каждого народа, а также для взаимопонимания народов в процессе их межкультурной коммуникации.
В условиях современности, характеризующейся процессами глобализации культур, актуальной является проблема изучения и сохранения основ традиционной культуры.
В декоративно-прикладном искусстве видное место занимают народные художественные промыслы. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры.
Происхождение народных промыслов различно. Одни берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Так, например, ручное узорное ткачество, вышивка, которыми владели с детских лет крестьянки, выполняя одежду, полотенца, столешники и т.д., стали основой для сформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких и вышивальных промыслов. Другие промыслы происходят от древних ремесел. Например, многие виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях издавна были областью деятельности местных мастеров-ремесленников. С течением времени, распространяясь в отдельных центрах, а не редко охватывая целые районы, они превращались в промыслы. Некоторым промыслам предшествовали «светелки»- работа в помещичьих мастерских. Иные родились из городского ремесла.
Целью работы: Анализировать семантическую связь цвета в народном орнаменте дохристианской Руси. Проследить связь орнамента с обрядами, которые являлись неотъемлемой составляющей жизни наших предков.
Задачей курсовой работы является предостеречь от неоправданной стилизации цвета и орнамента, показав смысл, частично или даже полностью утраченный, но не исчезнувший из «духовного поля» культуры по сей день.
К сожалению, данная тема настолько обширна, что полностью раскрывать ее в данной работе мы не станем. В первой части мы рассмотрим орнаментальный мотив, и его связь с культами древних. Во второй главе мы рассмотрим семантику цвета в народном орнаменте (красный / белый / черный и желтый/зеленый). И в третьей главе мы рассмотрим самых ярких представителей народного творчества, таких как Холмогорская роспись, Борецкая роспись, Шенкурская роспись.
семантика творчество цвет орнамент быт
Еще по теме:
Жанры фольклора
Все фольклорные жанры принято группировать, как в литературе, в три группы или три вида: драматические, прозаические и песенные.
Любой фольклор берет свое начало в малых жанрах, в число которых входят загадки, пословицы и поговорки.
Под ...
Структурализм и постструктурализм в культуре
Структурализм – направление, которое ставило своей задачей выявление структуры различных сфер культуры. В начале структурализм существовал как конкретно научное направление, прежде всего в лингвистике. Зарождение структ-ма связано с иссле ...
Чёрно-белая графика
С линии начинается процесс проектирования и изображения костюма. По мере нахождения формы костюма и нахождения решения используются возможности линии, выявляются пространственные особенности формы, и взаимосвязи формы со средой.
Стремясь ...