Семантика цвета в народном творчестве и её отражение в быту

Информация о культуре » Семантика цвета в народном творчестве и её отражение в быту

В современных научных исследованиях философов, культурологов, психологов, лингвистов отмечается, что задача познания национальных особенностей продолжает оставаться одной из важных самопознаний каждого народа, а также для взаимопонимания народов в процессе их межкультурной коммуникации.

В условиях современности, характеризующейся процессами глобализации культур, актуальной является проблема изучения и сохранения основ традиционной культуры.

В декоративно-прикладном искусстве видное место занимают народные художественные промыслы. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры.

Происхождение народных промыслов различно. Одни берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Так, например, ручное узорное ткачество, вышивка, которыми владели с детских лет крестьянки, выполняя одежду, полотенца, столешники и т.д., стали основой для сформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких и вышивальных промыслов. Другие промыслы происходят от древних ремесел. Например, многие виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях издавна были областью деятельности местных мастеров-ремесленников. С течением времени, распространяясь в отдельных центрах, а не редко охватывая целые районы, они превращались в промыслы. Некоторым промыслам предшествовали «светелки»- работа в помещичьих мастерских. Иные родились из городского ремесла.

Целью работы: Анализировать семантическую связь цвета в народном орнаменте дохристианской Руси. Проследить связь орнамента с обрядами, которые являлись неотъемлемой составляющей жизни наших предков.

Задачей курсовой работы является предостеречь от неоправданной стилизации цвета и орнамента, показав смысл, частично или даже полностью утраченный, но не исчезнувший из «духовного поля» культуры по сей день.

К сожалению, данная тема настолько обширна, что полностью раскрывать ее в данной работе мы не станем. В первой части мы рассмотрим орнаментальный мотив, и его связь с культами древних. Во второй главе мы рассмотрим семантику цвета в народном орнаменте (красный / белый / черный и желтый/зеленый). И в третьей главе мы рассмотрим самых ярких представителей народного творчества, таких как Холмогорская роспись, Борецкая роспись, Шенкурская роспись.

семантика творчество цвет орнамент быт

Еще по теме:

Особенности формообразования предметного мира Древней Греции
В отличие от Др. Египта, где конструкция изделий маскировалась, древние греки впервые стали любоваться самой конструкцией, эстетически осознали саму конструкцию изделия. Это выявляется как в архитектуре так и в предметном мире. Древнегреч ...

Фэнтези
Настоящий интерес к фэнтези появился в 1990-х. Это было уже классическое фэнтези, в котором действие происходит в мирах, совершенно не похожих на наш, но исполненных магии и рукопашных битв. Одним из первых популярных фэнтези сериалов бы ...

Зарождение и становление стиля модерн
В конце 19 в. в Англии появился новый стиль модерн, кот. быстро распростр-ся по всей Европе и перешел в Америку. Модерн возник в результ. деят-ти Дж. Рескина и У. Морриса, повернув взгляды художников и деятелей искусства того времени к пр ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы